Эмблемы древней Руси. Киевское княжество.

С Х века нашей эры на монетах и печатях Киевских великих князей, на подвесках-верительных знаках, тамгах и т.п. стали появляться родовые знаки - двузубцы или трезубцы. Конечно же, известные нам знаки времён Киевской Руси нельзя считать гербами в современном смысле этого слова. Однако, они имели определённое влияние на дальнейшие символы, а также гербы, Украины.

Значение древнерусских трезубцев не ясно, и вряд ли будет когда-либо раскрыто... Возможно жителям Киевской Руси они были понятны. Но никаких объяснений значения знака с тех времён не сохранилось. Существует великое множество гипотез, объясняющих трезубец. Его считают:
-навершием византийского (или скифского) скипетра,
-тамгой,
-генуэзско-литовским порталом,
-атакующим соколом,
-якорем,
-голубем Святого Духа,
-орнаментом,
-секирой,
-норманнским луком,
-норманнским шлемом,
-навершием франциски (боевого оружия норманнов),
-подсвечником,
-языческой моделью мира,
-навершием булавы и т.п.

Некоторые учёные считают трезубец лигатурой (объединением букв). Т.Скотинский считал, что в трезубце зашифровано греческое слово "ВАСИЛЕВС".

По материалам книги А.Сокульського "Нацiональна символiка Украiни", 1993 и др. публикаций

Исследуя монеты Владимира, О.Пастернак предположил, что трезубец представляет собой лигатуру "Владимир на столе" (на некоторых монетах трезубец как бы дополнял надпись "Владимир на столе а се его сребро").

О. Пастернак "Пояснение трезубца...."

В начале XXI века популярной стала гипотеза, связывающая трезубец с изображением пикирущего сокола. Серьезных обоснований у данной гипотезы нет. Среди украинских пропагандистов широко используется трактовка трезубца как зашифрованного слова "ВОЛЯ". Но эта гипотеза имеет скорее эмоциональную окраску, чем реально соответствует истине.

Наиболее распространенной денежной единицей на Руси в IX-X веках были арабские дирхемы. Сохранились некоторые дирхемы, на которых поверх первоначального рисунка нацарапаны двузубцы. Предположительно это специфическая русская "дочеканка" княжеского знака. Чекан монеты оценивается около 913/914 г, ныне хранится в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

...

псевдодирхем ярополка.  справа - подвеска из пскова

Одна из первых монет, которые можно условно назвать русскими – т.н. «псевдодирхем Ярополка". В тот период, например, Волжская Булгария для поднятия собственного политического веса начала чеканку собственных монет на основе арабского дирхема. Видимо, Русь также решила пойти этим путем. Такие монеты были найдены шведскими археологами на о. Готланд, а потом и в некоторых других районах Швеции. Датируются серединой Х века. По версии шведов такие монеты – подражания арабским дирхемам – чеканились в Киеве. «Русский след» в этих монета шведские ученые увидели достаточно давно, еще в середине ХХ века. Один из доводов связи псевдодирхемов с Киевом стала обнаруженная археологом Т. Ершовой в Пскове подвеска, на одной стороне которой помещался княжеский знак-двузуб, а на другой – очень похожая фигура с птичьей (соколиной?) головой под крестом. Арабская надпись никакого смысла для Руси не несла, скорее всего резчик даже не знал, что она обозначает. Одна из версий именует соколиную голову под крестом личным знаком княгини Ольги. Монеты с таким рисунком могли выпускаться при Ольге, Святославе, Ярополке.

С именем князя Святослава также связывают т.н. "печать Святослава". На самом деле это толком не определенная печать из раскопок Д. Михеева в Десятинной церкви в Киеве, проводившихся в 1912 году. Ныне печать утеряна. Печать была описана в своде актовых печатей (1970) В. Янина. Малоразборчивые буквы на печати Н.П.Лихачев посчитал кириллическими «СТЛА» - Святослав. Этой же версии (имя Святослав греческими буквами) придерживались и А.Сыромятников, А.Моця, А. Молчанов.

См. Фетисов А.А. «Знак Рюриковичей» на Нижнем Дунае; и др.

костяная пластина с двузубом из Саркела, а также орнаменты из Саркела

Со Святославом также связывают еще один «артефакт» - обнаруженную при раскопках бывшей хазарской крепости Саркел (затем славянская Белая Вежа) М. Артамоновым костяную пластинку с двузубцем. Четкой привязки к археологическому слою у этой пластинки нет, поэтому не ясно является ли она хазарской или же славянской. Там же, в Саркеле, обнаружены изображения двузубцев на афморах. Впрочем, очень может быть, что эти двузубцы имеют хазарское происхождение, т.к. на кирпичах в Саркеле (явно хазарских), как раз изображены подобные руноподобные знаки.

Знаком киевского князя Владимира Святославича (978-1015) стал трезубец. По версии ряда специалистов это вызвано тем, что Владимир, как бастард, не имел права на использование родового двузубца. В исторической литературе двузубец получил название "тамга старшего типа", а трезубец - "тамга младшего типа". На золотых (златниках) и серебряных (серебрениках) монетах киевского князя Владимира Святославовича трезубец изображался рядом с портретом князя, над его плечом. На других монетах трезубец занимал все поле монеты.

Иногда упоминается знак Владимира Святославича с крестом вверху. Хотя возможно, что крест здесь является частью надписи, оказавшейся как раз над верхушкой трезубца.

На монетах другого сына Владимира Святого - князя Ярослава Мудрого (1015-1054) - вновь трезубец, верх которого украшает кружок.

печать изяслава

Печать князя Изяслава Владимировича (ум. 1001, Новгород). Трезубец посторяет отцовский (Владимира Святого), но дополнен крестиком на центральном зубе.

Источник фото печати - Государственный исторический музец, г. Москва.

Поколение внуков Святослава Игоревича уже использует множество различных вариантов двузубца/трезубца.
Старший внук Святослава - Святополк Ярополчич (1015-1019) - продолжал использовать двузубец, но один из зубьев преобразован в крест.

Подобные знаки имели и другие представители правящей династии:
Сын Владимира Святославича Вышеслав использует трезубец с несколько усложненной формой ножки
Младшие сыновья Владимира Изяслав, Ярослав, Мстислав используют отцовский трезубец, но дополняют центральный вертикальный элемент соответственно крестиком, кружком, ромбом.
Cледующее поколение - внуки Владимира: Брячислав Изяславич, Владимир Ярославич [и его сын Ростислав Владимирович], Евстафий Мстиславич - продолжают использовать тот же принцип, т.е. используют отцовский трезубец, но усложняют форму ножки.

К 4-5-м поколениям после Владимира Святого княжеский знак становится более вензелеподобным чаще двузубым.

По статье С.В. Белецкого "О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв". версия янина

В исторической литературе (у разных авторов) часто приводятся таблицы изменения двузубцев/трезубцев у Рюриковичей. Исследование тонкостей наследования двузубцев/трезубцев занимались А.В.Орешников, Н.П.Лихачев, Б.А.Рыбаков, В.Л.Янин и другие. Несколько таких схем мы также приведем.

На рисунках приведены схемы:
по статье С.В. Белецкого "О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв";
по результатам трудов А. Орешникова и Б. Рыбакова;
по результатам трудов В.Л.Янина;
схема из журнала "Клейноды Украины" (http://forum.svrt.ru/lofiversion/index.php?t4373-350.html)


У черниговских князей утвердились несколько типов знаков в виде двузубцев, один зуб которых был перекрещенным, а второй прямым или изогнутым. Знак восходит к знаку князя Святополка Ярополчича (+1019), Олега Святославича (+1115), он же использовался князьями рода Ольговичей (Всеволод (Кирилл) Ольгович), Святослав (Михаил) Всеволодович).

См. Беспалов Р.А., Инструмент для "пятнения" коней в виде двузубца Рюриковичей и родовые знаки князей Черниговской земли. // Сборник "Город средневековья и .раннего нового времени. Археология История". Сост. И. Бурцев, Тула, 2018 г.


Актовые печати Ярослава Мудрого (князь Вышгорода, Ростова 988-1010, Новгорода 1010-1034, Киева 1016-1018, 1019-1054. На актовых печатях Ярослава изображался на одной стороне Св. Георгий с благословляющим жестом правой руки и копьем в левой руке, а на обороте надпись "Господи помоги рабу своему Георгию". Позднее использовалась печать со Св. Георгием на одной стороне и Богородицей (Знамение) на другой стороне.

Актовые печати Владимира Мономаха (князь Переяславля 1073-1076, Чернигова (1076, 1078-1094, 1096), Смоленска (1076-1078, 1093-1103, 1107-1112), Ростова, Суздаля, Белоозера (1094-1113), Киева (1113-1125 гг). Сохранилось множество актовых печатей Владимира Мономаха. На некоторых с одной стороны погрудное изображение Св. Василия Кесарийского, а на обороте надпись по-гречески "Господи помоги рабу своему Василию Владимиру Мономаху", либо "... Василию архонту (правителю)", либо "... рабу своему Василию". Позднее появились печати, на одной стороне которых Св. Василий Кесарийский, а на другой - Богоматерь Оранта Знамени (с поднятыми в молитве вверх руками и младенцем на груди).

По статье А.В. Рудского в интернет-журнале "Журнал Коллекция" https://clubic.ru/?p=23759


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов Украины"