городской округ
г.Усть-Катав
(Челябинская область)


Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, разведав богатое Бакальское месторождение железных руд, основали в 1758 году в Уфимском уезде Оренбургской губернии при впадении реки Катав (на башкирском языке "катай" - быстрая река) в реку Юрюзань Усть-Катавский молотовый завод. После смерти владельцев завод достался дочери Мясникова Екатерине Козицкой, а затем - её дочери, в замужестве княгине Белосельской-Белозерской, которая весной 1899 года продала завод Бельгийскому Южно-Уральскому анонимному металлургическому Обществу, которое организовало на нём производство железнодорожных и трамвайных вагонов. В годы Гражданской войны Усть-Катавский завод был разрушен и восставлен только в 1925 году. В 1922 году при упразднении Уфимской губернии Катав-Ивановская и Усть-Катавская волости Уфимского уезда были присоединены к Златоустовскому уезду Челябинской губернии, который после создания в 1923 году Уральской области был преобразован в Златоустовский округ. После раздела в 1934 году Уральской области на Свердловскую и Челябинскую области, в 1935 году в составе Челябинской области был создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске. С 1937 года на Усть-Катавском заводе был возобновлен выпуск трамвайных вагонов, по выпуску которых завод занимал ведущее место в СССР. В годы Великой Отечественной войны на Усть-Катавском заводе был впервые начат выпуск снарядов для гвардейских реактивных минометов БМ-13 "Катюша" 28 августа 1942 года заводской посёлок Усть-Катав получил статус города районного подчинения в составе Катавского района. В 1954 году в районе горы Шихан было открыто крупное Шиханское железорудное месторождение. 12 января 1965 года в границах бывшего Катавского района был образован Катав-Ивановский район В декабре 1979 года г.Усть-Катав с прилегающей территорией и несколькими селами был выделен из Катав-Ивановского района в самостоятельную административно-территориальную единицу Челябинской области. В 1997 году было создано муниципальное образование "Город Усть-Катав", в состав которого вошли г.Усть-Катав, поселки городского типа Вязовая и Малый Бердяш, поселки железнодорожных станций Усть-Катав и Минка, села Минка и Тюбеляс, села Верхняя Лука, Владыкино, Кочкари, Сулуяновский и деревня Вергаза.

Текст подготовлен М.В.Ревнивцевым

Эмблема Усть-Катава с сувенирных значков 1983 года: "В зеленом щите червленое кольцо, заполненное серебром, в котором золотой топор на наковальне, стоящей на серебряном основании с черными цифрами 1758; кольцо обременено лавровыми листьями и золотой надписью "Усть-Катав" и сопровождено вверху золотым электопоездом и червленой пятилучевой звездой".

Рисунок подготовлен для "Геральдикума" Ю.Калинкиным

В 1998 году был конкурс по созданию герба, по итогам которого лучшим был признан проект Ларисы Мигдал (г.Усть-Катав), который 10 июня 1998 года был утвержден решением № 21 Собрания депутатов г.Усть-Катав гербом города с официальным описанием:

"Герб города Усть-Катава представляет собой изображение, обрамлённое золотистым контуром в виде традиционного Российского щита с тремя уступами в виде короны в верхней части, в середине которого изображено очертание горы Шихан белого цвета в золотистом обрамлении, которая является географической особенностью города. Белый цвет также символизирует один из цветов флага Российской Федерации. Остальная часть изображения разделена на 4 части:
- верхняя красная часть в золотистом обрамлении символизирует истоки становления города, в начальный период которого центральной улицей была улица Красная, а также - один из цветов флага Российской Федерации;
- правая и нижняя голубые части изображения отражают суть названия города, стоящего у устья реки Катав, впадающей в реку Юрюзань, а также один из цветов флага Российской Федерации. На правой голубой части изображения (в нижней её части) изображены молот с наковальней золотого цвета, символизирующие промышленный характер города, зародившегося совместно с железоделательным заводом, который в настоящее время превратился в крупный вагоностроительный завод - единственное градообразующее предприятие города;
- левая красная часть изображения, которая символизирует красоту окружающей город природы (красное - красивое), стойкость и мужество жителей города в период его становления и развития. На фоне левой красной части, в её середине, изображена лань (косуля), в её нижней части - ель золотистого цвета, являющиеся символами, отражающими обилие на территории муниципального образования лесов и животных".

К сожалению, в гербе не нашлось места для символического отражения трамвайного производства, которое с конца XIX века отличало Усть-Катав от тысяч других российских городов.

Новая версия герба доработана на основе герба 1998 года Союзом геральдистов России во главе с К.Ф.Мочёновым и утверждена 14 ноября 2002 года решением № 33 Собрания депутатов г.Усть-Катава «О гербе муниципального образования «город Усть-Катав»; внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации за № 1114 с официальным описанием:

"В рассечённом червленью (красным) и лазурью (синим, голубым) поле золотая обернувшаяся лань с ветвистыми рогами, скачущая влево над серебряной фигурой, справа образованной половиной шатра, а слева - половиной остроконечного холма и стоящей на лазоревой оконечности, в которой - золотой, перетянутый червлёными скрепами и прикрепленный ими к длинной, возникающей слева рукояти молот, ударяющий о слиток того же металла, положенный на таковую же выходящую снизу, посредине оконечности, наковальню".

Серебряная фигура повторяет силуэт горы Шихан.

Использованы материалы книги: К.Ф.Мочёнов, Г.А.Туник, "Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований", Челябинск, 2004

Решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 27 января 2010 года №5 в Решение о гербе от 14.11.2002 г. внесены изменения: герб муниципального образования "город Усть-Катав" был признан гербом "Усть-Катавского городского округа".


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"