муниципальный район
Улуг-Хемский кожуун
(Тыва)


4 февраля 2016 года Хурал представителей решением № 43 утвердил символы кожууна. Как конкретно они выглядели, пока не ясно... Решение утратило силу в 2020 году.

Эмблема кожууна (возможно, это как раз вариант 2016 года?).

Основа герба Улуг-Хемского кожууна составляет уникальный памятник природы – священная гора Хайыракан. На переднем плане – перевал Он-Кум и субурган, символизирующий прибытие Его Святейшества Далай-Ламы XIV в 1992 году в Туву. У подножия горы видна вышка диотелетрансляционной станции - символ устремленности в будущее.

По сообщению Б.Вольфова со ссылкой на сайт школы г.Шагонар и http://fotki.yandex.ru/. Увеличенный рисунок - http://rudocs.exdat.com/, 2013 г.

Герб муниципального района "Улуг-Хемский кожуун" утвержден решением Хурала представителей муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от 23 апреля 2020 года № 55 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 13007.

Геральдическое описание герба Улуг-Хемского кожууна:
«В лазоревом поле на волнистой оконечности того же цвета – серебряная гора, обремененная субурганом в виде маленького лазоревого павильона со сквозной нишей и под золотой кровлей, завершенной малым лазоревым соёмбо, который водружен на золотом пьедестале с лазоревым четырехступенчатым постаментом; вокруг субургана, поверх всего – вьющийся в оконечности и по сторонам серебряный шарф (хадак); из-за горы влево и вверх выходит золотое пламенеющее солнце».
Герб Улуг-Хемского кожууна, в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» (Раздел 2, Глава VIII, пункты 45, 46), утвержденными Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба Улуг-Хемского кожууна.
В самобытной народной культуре Улуг-Хемского кожууна, представленной поэзией, сказаниями и легендами, человек живет в неразрывном единстве и гармонии с природой, что нашло символическое отражение в гербе кожууна.
Волны символизируют одну из крупнейших сибирских рек Енисей, протекающую по территории Улуг-Хемского кожууна, в переводе с тувинского «Улуг-Хем» означает «Великая река». Енисей – по-тувински Энэ-Сай – дословно «Мать-река» или «Материнская река», что подчеркивает значение реки в жизни кожууна.
Серебряная гора необычной формы символизирует уникальный памятник природы – священную для тувинцев гору Хайыракан, входящую в перечень важнейших достопримечательностей Тувы. Гора Хайыракан не случайно почитается как священная: в одной из её пещер были найдены останки монаха, которого считают основателем тувинского рода. Монголы называют хайыраканом отдельно стоящую гору с крутыми склонами и остроконечными вершинами. Особенностью Улуг-Хемского Хайыракана является её форма в виде шатра. Эта гора поражает размерами, крутыми отвесными скалами со множеством пещер и гротов – со стороны она кажется одной монолитной скалой с крутыми и голыми склонами, на которых ранней весной расцветают лютики и багульник, отчего скалы становятся фиолетовыми. Летом все выжжено солнцем, только седой ковыль склоняет голову под порывами ветра.
Вокруг этой горы витает много легенд и историй. Одна из них объясняет её название: в народе принято считать, что своим названием гора обязана внешней схожести с медведем, пьющим воду. Хайыракан – устаревшее религиозное почтительное имя божества, ангела хранителя, духа и хозяина земли – медведя. По легенде, много лет назад эта гора была одета тайгой. Жил у ее подножья молодой охотник со своей старой матерью, которая была колдуньей. Однажды ее сын отправился на охоту. В тайге он выследил марала, подкрался к нему и прицелился. В это время на юношу напал медведь и утащил в свою берлогу. Обеспокоенная мать ждала сына два дня, а на третий не вытерпела, стала колдовать и узнала страшную правду. Разгневанная старуха напустила на гору грозу. Загрохотали, загремели громовые удары, копья молний прорезали небо, заполыхала тайга и сгорела вместе со всеми ее обитателями. С тех пор гора стоит голая, безжизненная, и зовут ее – Хайыракан, то есть медведь. В мифах тувинских шаманов медведь – это предок человека. Из поколения в поколение передаются священно действующие изречения тувинского народного фольклора: «О, господи, Хайыракан, не отвернись от меня», «Хайыракан, помоги и выручи меня».
Гора – символ устойчивости, неизменности, твердости и ориентира.
Серебро (белый цвет) горы символизирует священность, сакральность этого места.
Во время своего визита в Туву в 1992 году Его Святейшество Далай-Лама XIV освятил гору Хайыракан. С тех пор у подножья горы Хайыракан в местечке Он-Кум находится необычная по виду буддийская ступа (субурган), которую возвели в честь этого события. Этот субурган стал местом паломничества туристов и поклонения местных жителей и нашел достойное место в символике Улуг-Хемского кожууна.
Буддийская ступа (субурган) – символ концентрации положительной энергии, оберег от всякого зла, способный очищать негативные впечатления и приумножать положительные.
Солнце, восходящее над горой Хайыракан, – символ тепла, энергии, света, провидения, богатства и жизни.
Символика развевающейся ленты, многозначна:
- она напоминает хадак – буддистский длинный узкий платок, даримый в знак почтения, дружбы и пожелания удачи; традиционный символ чистоты, гостеприимства, доброжелательности;
- в то же время развевающаяся лента – символ памяти, традиций, передающихся из поколения в поколение;
- лента, как бы объединяющая фигуры герба в единую композицию, тем самым дополняет символику единства и взаимосвязи человека и природы.
Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику:
лазурь (синий цвет) – символ чистого неба, возвышенных устремлений, взаимоуважения и согласия в обществе;
серебро (белый цвет) – символ благородства, божественной мудрости, примирения, цвет молока, почитаемого тувинцами;
золото (жёлтый цвет) – символ солнца как источника жизни, изобилия и искренности, высшей ценности, величия и богатства.
Авторская группа:
идея герба: Виктор Порюна (Шагонар-Арыг);
геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки), Юрий Фрейман (Кемерово);
художник: Бишиш Анатолий Александрович (Шагонар-Арыг);
компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва);
обоснование символики: Ольга Френкель (Москва).

По материалам сайта Союза геральдистов России. Текст документа прислан В. Пермяковым


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"