Онгудайский район
(Республика Алтай)


См. также герб Онгудайского сельского поселения

Герб Онгудайского района утверждён сессией районного Совета 21 июня 2001 года. Авторы герба: Борис Киндиков и Алып-Манаш Епишкин.

"За основу герба района взято стилизованное изображение грифонов из Туектинских курганов скифской эпохи VI - V в.в. до нашей эры. На протяжениии многих столетий грифоны имели божественное, святое значение для проживающих на Алтае народов. Грифоны - охраняют очаг - символ благополучия и мирной жизни народов Алтая. В верхней части герба изображена трёхглавая вершина горы Белуха, символизирующая духовность и вечность. Из Белухи вытекают реки в виде орнамента, обозначающие смену и преемственность поколений. В нижней части - изображение коновязи - символа гостеприимства и чистоты намерений. Рядом с коновязью - окружность - древний знак объединения и пересечения четырех сторон света (Онгудайский район - географический центр республики)".

Материалы геральдического архива В.Л.Маркова (г.Санкт-Петербург)

Решением районного Совета депутатов МО "Онгудайский район" № 10-5 от 26 декабря 2003 года принят герб муниципального образования "Онгудайский район Республики Алтай". Изображение герба района опубликовано в районной газете "Ажуда".

"Герб района изображен в виде круга, в верхней части которого изображена трехглавая вершина "Уч Сюмер". Три вершины символизируют богатство духовной культуры жителей района. По окружности герба алтайский орнамент "алака" - символизирующий культурный знак силы и смены поколений, непрерывность жизни и как благодатная аура Горного Алтая. Центральная часть герба представляет собой очаг с горящим огнем. Очаг - символ родины, крепости и вечности отчего дома. Исторические традиции и мотивы района нашли отражение в изображении головы мифологической птицы Кан-Кереде, стерегущей покой, мир, и богатство родиной земли, родного очага."

Сообщение М.В.Ревнивцева со ссылкой на ленту новостей официального сайта Республики Алтай; рисунок взят с сайта школьницы из Онгудайского района http://www.school.ongudai.ru/telesova/ongh.html- фамилия, к сожалению, не указана.... Рисунок справа - "Геральдика.Ру"

Герб 2003 года подавался на экспертизу в Геральдический совет при президенте РФ, т.к. композиция не соответствовала геральдическим правилам, то ее пытались зарегистрировать как "эмблему МО Онгудайский район". Но Геральдический совет не согласовал такой вариант.

Герб и флаг муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай утверждены решением 13-й сесии Совета депутатов Онгудайского района 4-го созыва № 13-3 от 24.12.2019 года. Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 12848. Описание герба:

"В лазоревом поле возникающие две (одна - из левого нижнего угла вверх, а вторая - из верхнего правого угла вниз) золотые сообращённые мифические птицы Кан-Кереде (с головой, подобной орлиной и шеей, подобной драконьей), со сложенными вдоль туловища крыльями и держащие вместе в лапах серебряный безант, обременённый чёрным очагом на треноге, с тремя червлёными языками пламени, над которыми расположена лазоревая трёхглавая, вогнутая снизу, островерхая гора, у которой средняя вершина выше остальных".

Птица Кан-Кереде – исторические мотивы Гора – гора Белуха Очаг – символ отчего дома.

Материалы геральдического архива В.Л.Маркова (г.Санкт-Петербург). Текст документа прислан В. Пермяковым

Впрочем, на бланках решений Совета депутатов района даже в 2023 году изображался вариант герба с надписью "ОНДОЙ АЙМАК" и меандром вокруг эмблемы.

Герб района 2001/2019 подвергался критике в районе (его считали "чересчур агрессивным из-за наличия хищных птиц, кружащихся как будто в поисках добычи"), в т.ч. его "невзлюбил" глава района Эдуард Текенов. В 2022 году был организован конкурс на лучший проект нового герба. Лучшим был признан проект Бориса Киндикова.

---

Решением № 39-2 Совета депутатов района от 5 апреля 2023 года "Об утверждении Положения о гербе и флаге муниципального образования "Онгудайский район" утверждены новые герб и флаг района.

"2.1. Геральдическое описание (блазон) герба муниципального образования гласит:
Под трехглавой горой Уч-Сумер, на вершине святого перевала «Семинский» изображен памятник, который окружают кедровые шишки ,под которым изображен Конь счастья, гигантская глыба бело-голубого цвета, на которой изображен главный персонаж — "Конь счастья". Он окружен магическими знаками — символами Неба и Земли. Из спины его вырастают не то крылья, не то пламя, а возможно это символ знамени мира, которое несет всем людям мифический "Конь счастья". Общеизвестна роль коня в истории цивилизации. Благодаря приручению коня получил развитие колесный транспорт, а освоение бескрайних евразийских степей открыло неограниченные возможности для развития скотоводства. Наконец, незаменимым помощником был верховой конь в отгонном животноводстве народов, населявших труднодоступные горные области.
2.2. Герб муниципального образования «Онгудайский район», в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утвержденными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Муниципальная корона установленного образца для муниципального района – золотая о пяти видимых заострённых зубцах.
2.3. Герб может воспроизводиться как в полной версии (полный герб – с муниципальной короной), так и в сокращенной версии (в виде гербового щита без короны); обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.
2.4. Пояснительные изображения герба помещены в Приложениях 1.1 и 1.2 к настоящему Положению.
2.5. Обоснование символики герба муниципального образования «Онгудайский район»:
Композиция герба символизирует исторические, природные и географические особенности Онгудайского района.
Конь счастья, гигантская глыба бело-голубого цвета, на которой изображен главный персонаж — "Конь счастья". Он окружен магическими знаками — символами Неба и Земли. Из спины его вырастают не то крылья, не то пламя, а возможно это символ знамени мира, которое несет всем людям мифический "Конь счастья". Общеизвестна роль коня в истории цивилизации. Благодаря приручению коня получил развитие колесный транспорт, а освоение бескрайних евразийских степей открыло неограниченные возможности для развития скотоводства. Наконец, незаменимым помощником был верховой конь в отгонном животноводстве народов, населявших труднодоступные горные области. Поэтому неудивительно, что образ коня занимает важное место в мифологических представлениях и изобразительном искусстве.
Шишка, плод хвойного дерева, с древнейших времен символизирует образ Вселенной, небо, день, Солнце, огонь, гору; жизнь, мужественность, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение; внешнюю активность, внутреннее равновесие; семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни; помощь; жертвенность, богатство, счастье.
Семинский перевал: Село Топучая, где начинается подъем Чуйского Тракта на Семинский перевал. На вершине Семинского перевала в 1958 году был установлен памятник в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России. Первая дорога Чуйского Тракта здесь была проложена в 1930-е годы. До этого Семинский перевал был труднодоступной точкой для торговых караванов. Имея опорные базы на вершине перевала местные племена могли контролировать обширные территории
Уч-Сумер - «Трехглавая гора» - алт. Белуха. Во многих мировых языках есть древний лексический элемент «тг», образующий сакральное название Вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа большинства народов Земли. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - “меру”.
Гора (Су)Меру имеет форму усеченной пирамиды. Ее северный склон состоит из чистого золота, южный - из сапфиров (по другим версиям из лазурита или малахита), западный - из рубинов, восточный - из чистого серебра. Океан вокруг (Су)Меру, в свою очередь, ограничен со всех сторон квадратной цепью гор; за ними - еще один океан, вокруг которого новая замкнутая горная цепь. Всего таких океанов и горных цепочек - семь. Вода в океанах - холодная, сладкая, прозрачная и целебная. В последнем, если двигаться от (Су)Меру, океане расположены 12 материков различной формы. Самые благодатные из них - на Севере: здесь люди живут не менее тысячи лет и растет мировое древо, по которому каждый из северных обитателей за неделю узнает о грядущей кончине.
Тибетский узел бесконечности является, пожалуй, самым древним магическим символом. При этом сущность его на удивление двойственна: особым смыслом обладает как завязывание узла, так и процесс его развязывания. Причем первое ассоциируется с захватом, привлечением чего- либо, а второе - с высвобождением, сам же узел способен сохранять энергию или идею. Огромное значение имеет то, с какими целями он завязывается, ведь с его помощью с равным успехом можно привлечь счастье и удачу

Материалы геральдического архива В.Л.Маркова (г.Санкт-Петербург)


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"