c. Новое Гадари
в составе Зубутли-Миатлинского сельсовета
Кизилюртовского района
(Дагестан)


Неофициальный герб села принят Решением общего собрания жителей села Новое Гадари 13 ноября 2015 года.

Щит герба идентичен щиту герба Кизилюртовского района Дагестана. Верху на белом фоне надпись – «НОВОЕ ГАДАРИ». Нижняя часть щита разделена на три части. В верхней части на синем фоне изображен символ солнца, указывающий на то, что жители села – являются выходцы из Гумбета, солнечной стороны. В левой части щита стороне – бегущей к ели волк. Ель символизирует здоровье. В правой части щита – дерево, символизирующее местечко Ахтерекол, где находится село Новое Гадари и федеральная трасса, рядом с которой расположено село, а в давние в этих местах проходила дорога, являвшаяся одним из ответвлений Великого шелкового пути.

Источник - "Банк городов" (по сообщению В. Маркова)

Постановлением Главы СП "сельский совет Зубутли-Миатлинский" А.Г. Султанова от 11 января 2017 года № 1 герб села Новое Гадари был утвержден: "...в связи с тем, что с. Новое Гадари стало крупным населенным пунктом и как у каждого населенного пункта должен быть герб".

По сообщению Б. Вольфова

Описание герба села Новое Гадари
Е.Шилинг, в своей книге «Дагестанская энциклопедия 1946 года» придерживается версии о том, что хунзахские аварцы отодвинули на запад живших в Гумбетовском районе андийцев, а оставшихся ассимилировали. Из поколенья в поколение у Гадаринцев передается рассказ о том, что село находилось в 4-5 км от нынешнего своего расположения. Подтверждает это даже название этой местности - Росдал щоб (Место села). Стены террас на этой местности построены в значительной мере из обработанных камней, а в стенах террас других садов таких камней мы не найдем. Почему именно здесь мы находим такие камни? Даже при поверхностной обработке террас в местечке Росдал щоб мы находим предметы жизнедеятельности человека (битая черепица, мелкие куски железа, камушки со следами обработки для хозяйственных целей и т.д.). Во вторых на противоположной стороне находится местность под названием Ханзабазул лъараг!(Ханская низменность), а на ее территории местечко Хабзалазул лъараг! - кладбищенская низменность, которое находилось под запретом для сельскохозяйственной обработки. С течением времени эти два понятия переплелись между собой, ведь каждое новое поколение, не проживавшее здесь, все меньше и меньше им интересовалось. Теперь название этой местности стало единым, но стало звучать по - разному. Одни говорят Ханзабазул лъараг! ( Ханская низменность) другие Хабзалазул лъараг! ( Кладбищенская низменность). Так одинаковое звучание двух слов стала причиной появления разных названий топонима одной местности. Старожилы рассказывают такую легенду об основании села, которую большинство жителей считают основной. В стародавние времена у хана (Хунзахского, а в давние времена это государство называлось Серир) родился сын. Через некоторое время он заболел и не мог нормально дышать и от этого другие, даже маленькие болезни у него протекали с сильными приступами. Сколько бы лекарей, колдунов и целителей не вызывал хан для его излечения сына ничего не получалось. Какие – то лекарства приносили ему временное облегчение, но не давало надежду на исцеление. В таком состоянии у него прошли детство и юность. Хан женил его на дочери одного из своих приближенных, а болезнь не отпускала его. Из далеких земель хан пригласил к себе очень опытного лекаря. Этот целитель провел лечение и наблюдал молодого человека несколько месяцев. Видя, что лечение не дает результатов, лекарь, посоветовал хану изменить местожительство молодого человека. То есть в землях хана найти ему место с другим климатом и погодой. После месяца путешествий и связанных с ним разочарований эта группа вступила на земли теперь принадлежащие Гадаринцам. К ночи добрались местечка, которое теперь называется Росдал щоб, а напротив него на другой стороне реки сын хана увидел местность, которая принцу очень понравилась, на небольшой возвышенности находилась чащоба, а впереди нее хвойный лес. На этом месте решено было остановиться на ночлег. Говорят, в эту ночь молодому человеку снились приятные сны, а проснувшись утром и следа не было от вчерашней усталости и дышать стало намного легче. Проведенные здесь несколько дней показались молодому человеку самыми счастливыми в своей жизни, так как частота и длительность приступов болезни становилось все меньше и меньше. Прекрасный климат и заметное улучшение здоровья подтолкнули молодого человека остаться здесь навсегда. Так - как у хана этого было несколько сыновей, а он был не старший сын, он позволил остаться там и передал ему эти земли. Гербом ханов хунзахских, а до того и Серира являлся волк, а ель в период цветения символ здоровья, ставшие основой появления с. Гадари. Вторая часть это дерево символ местечка, где расположено с. Новое Гадари (Ахтерекол) и трасса ближе к которой поселились люди, а в давние времена здесь повыше села тоже проходила дорога ( одна из ответвлений Великого шелкового пути. Третья часть –это символ солнца, что мы являемся выходцами из Гумбета (Бакълъулал) – солнечная сторона.

Информация Б. Вольфова со ссылкой на администрацию терреториального общественного самоуправления село Новое Гадари


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"