Котельское сельское поселение
Кингисеппского муниципального района
(Ленинградская область)


Герб Котельского сельского поселения утвержден решение Совета депутатов МО «Котельское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района №14 от 27 ноября 2009 года. Описание герба:

"2. Геральдическое описание и обоснование символики Герба
2.1. Геральдическое описание Герба:
"В серебряном поле опрокинутое вписанное лазоревое (синие, голубое) острие; поверх всего - выходящая колонна коринфского ордера, переменных цветов- лазоревая в серебре, серебряная в лазури, на которой сидит с распростертыми крыльями обращенная прямо сова; все сопровождено внизу по сторонам , в серебре, двумя червлеными (красными) пизанскими крестами".
2.2. Толкование символики Герба:
На территории МО Котельское сельское поселение расположен региональный комплексный заказник “Дубравы у деревни Велькота”, организованный решением Леноблисполкома N 145 от 29 марта 1976 г. для сохранения лесных массивов с дубом, вязом и комплексом видов травянистых растений, парковых насаждений у истоков реки Велькотка в ранге памятника природы. Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26 декабря 1996 г. преобразован в региональный комплексный заказник. Его площадь- 375 га (Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1. СПб. 1999. С. 74-75).
Золотая сова с распростертыми крыльями- напоминание о заказнике. Традиционный символ мудрости; не случайно античную богиню Афину часто изображали вместе с совой.
Усадебно- парковый комплекс Котлы представляет некогда наиболее обширную усадьбу Ямбургского уезда- 150 лет она принадлежала семье Альбрехтов и передавалась по мужской линии. Рукотворный пейзаж стал гармоничным элементом усадьбы. На его фоне в 1827 году О. Киперенский изобразил сидящем на огромном валуне Карла Ивановича Альбрехта, а его жену Варвару Сергеевну с сыном Александром на втором плане у пруда. Дружеские связи поддерживает с семейством Альбрехтов Кипренский и в Петербурге, бывая в их домах: в юности на Миллионной (ныне- дом N 30), а в 1820-е годы на углу Малой Мещанской и Столярного переулка в Коломне (ныне- Гражданская, дом N 15). Аллегория прелести усадебного комплекса- серебряная капитель колонны.
Имение было пожаловано Анной Иоанновной братьям Альбрехтам в благодарность за помощь при восшествии ее на престол. В 1742-м, после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны, Альбрехты попали в опалу. Деревни Пиллово, Войносолово и Большое Руддилово перешли во владение графа Алексея Разумовского. Затем владельцем земель стал его младший брат Кирилл Разумовский, последний гетман Малороссии, фельдмаршал и президент Петербургской Академии наук. Его дочь Наталья Кирилловна вышла замуж за Загряжского- дядю Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой).
Во время правления императрицы Елизаветы Петровны генерал- майор Людвиг фон Альбрехт был сослан в Котлы, где и умер. Для его сына, Рудольфа фон Альбрехта Котлы также станут местом изгнания в 1762 году, когда на престол вступит Екатерина II. Каменный двухэтажный усадебный дом с шестиколонным портиком был построен уже при К. И. Альбрехте. К. И. Альбрехт был участником войны 1812 г. и заграничного похода, который окончил в Париже георгиевским кавалером. В отставку Альбрехт вышел генерал-майором Корпуса Путей Сообщения. Младший его брат, Александр Иванович другим знаменитым художником Дж. Доу представлен в Военной галерее Зимнего дворца. Ему принадлежали соседнее имение Утешение с селом Ратчино.
Альбрехты владели Котлами до 1893 года, когда имение купила их родственница, вдова астраханского купца-миллионера Н. А. Сапожникова, разделив затем владение на две части для двух замужних дочерей- Ольги Александровны Мейснер и Марии Александровны Бенуа, жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Семьи Мейснеров и Бенуа владели усадьбой вплоть до Октябрьсекой революции.
Художники мировой известности – Иван Вишняков, Орест Кипренский, Джордж Доу гостили и работали в Котельском имении. О. А. Киперенский родился неподалеку от Котлов, на мызе Нежинской 13 (26) марта 1782 года.
В 1888 году в Котлы на освящение вновь построенного храма Св. Николая Чудотворца приезжал Иоанн Кронштадтский. Последним владельцем Котельской усадьбы был знаменитый архитектор Леонтий Бенуа.
Достопримечательностью дер. Котлы является церковь Св. Николая, построенная в 1889 г. по проекту известного в свое время архитектора Н. Н. Никонова.
В дореволюционное время в Котлах 8 сентября и 24 июня устраивались ярмарки.
На фронтоне сохранившегося остова усадебного дома- герб Альбрехтов- дикий человек, на голове которого венок из дубовых листьев, опершийся на дубину, у его ног лежит тарч (круглый щит), украшенный головой медузы Горгоны.
14 декабря 1918 г. имение, в котором жил А. И. Мейснер было принято на учен Петроградским земотделом и передано совхозу “Котлы”. В бывшем барском доме разместили волисполком и клуб. В 1937 году усадьбу передали воинской части. В августе 1941 г. территория Котельского сельского поселения была оккупирована немецкими войсками. 29 января 1944 г. Котлы были освобождены от немецких оккупантов. При их отступлении пострадал бывший дворец Альбрехтов. Но в 1954 году здание было восстановлено, который снова был передан воинской части. В 1959 году в здании открыли школу- десятилетку.На пришкольном участке работали юные ботаники. Действовал краеведческий кружок. В 1979 году школа переехала из дер. Котлы в пос. Котельский, где построили типовое школьное здание, рассчитанное на 900 учащихся. Решением Леноблисполкома от 28 октября 1985 г. N 466 пустовавшие с 1979 г. подохранные объекты усадьбы были переданы на баланс НПО “Сигнал”.
В 1955 году в местный колхоз им. Дмитрова приезжал на Б. Руддиловскую ферму глава Советского правительства Н. С. Хрущев. В 1970-1980-х гг. в Котлах работал клуб ДОСААФ- местный клуб планеристов возглавлял Герой Советского Союза Баршт Абрек Аркадьевич. В этот клуб приезжал трижды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации И. Н. Кожедуб.
Исторические сведения о крестьянской железноделательной промышленности на территории Толдожского погоста (в границы которого входила тогда территория современного МО Котельское сельское поселение) почерпнуты из Писцовой новгородской оброчной книги Вотской пятины 1500 года и подтверждены археологическими рскопками. В Толдожского погосте числились населенные пункты: Валговицы, Великино, Котлы, Маттия, Каровай, Войносолово, Пиллово и другие. В селе Валговицы руду копали и железо плавили 15 домов; у крестьян маленьких деревень Матти и Каровья было 3 домницы. Значительным центром крестьянского железноделательного производства были села Великино, Пилола, Войносола. Село Великино, расположенное недалеко от рудников в районе Валговичей имело и свою руду. По данным 1500 года, в Великине указано 11 домниц на 27 дворов. Заметная доля в оброке трем боярам, владевшим крестьянскими дворами в с. Великино было железо. Так, боярину Ивану Овинову 15 дворов платили 17 криц железа, боярину Богдану Норовову, имевшему в этом селе 7 дворов среди других видов оброка платили 5 криц железа. Третья часть с. Великино принадлежала одному из крупнейших новгородских бояр Якову Губе Селезневу- 5 дворов платили ему 10 криц железа. В “Толковом словаре русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова (Т. 1. С. 1519) слово “крица” обозначает “бесформенный кусок железа, полученный при различных способах обработки руды и чугуна в горне, на древесном или каменном угле, под ударами молота, очищаемый от шлака и превращаемый в болванку”. В Войнослолове было 8 дворов с кузницами, в Пилоле- 15 дворов. Эти села получали железо из сел Великино, Валговичи, Котлов и других, и вырабатывали свои изделия в 20 кузницах. Кузнецы сел Войносола и Пилола не только производили сковородки и топоры, но судя по составу оброка также сошники и лемехи. Изготовленные топоры и сошники находили сбыт среди крестьян соседних погостов и, безусловно во Врудском погосте, где по данным Писцовой книги не значилось не одно кузнеца (Историческое прошлое и археологические памятники нашего края/ Сост. Смольский Д.И. Кингисепп. 1994. С. 30-31). Сильно был развит кузнечный промысел. Так, в дер. Пиллово из 71 двора 19 были с кузнецами. После 1917 года в Котлах было 11 кузниц.
В книге “Список населенных мест по сведениям 1864 г.” (Т. XXXVII. Санкт-Петербургская губерния. СПб. 1864. С. XLI- XLII) сказано: “Древнейшими жителями С. Петербургской губернии были два финския племени- Ижора и Водь. Последних можно считать аборигенами этого края. В настоящее время первыя поселения Води, или, по русскому названию, Чудьи, встречаются в Ямбургском уезде около Сойкинского тракта, ведущего из села Сойкина на Сойкинский полуостров, до соединения с Копорским трактом (в дд. Великиной, Матти, c. Котлы, дд. Большой Конец, Малый Конец, Войносоловой, Мукково, Савиково, Пумалицы, Калино, Ранолово, Пиллово, Кунково, Елизаветино, Дедкино, Понделево, Корвитино, Маттовка, Вердиво, Чухонская Рассия, Русская Рассия, Ундово, Васакара, Монастырки, Руддило, и в полосе прибрежной Лужской губы, до устьев Луги, в дд. Глинки, Краколье, Малые Валговицы, Большие Валговицы, Березняки, Верхние и Нижние Лужицы, Пески. Чудь издавна исповедует православие. Всего, по счету Кеппена, в 1848 г. считалось Води- в Ямбургском уезде- 3673”. Экспедиции ученых этнографов, историки, краеведы изучают особенности быта, ведения хозяйства, фольклор, материальную и духовную культуру этого народа. С 1 августа 1927 г. c. Котлы (ныне- дер. Котлы) являлось центром Котельского района Ленинградской области, из числа сельсоветов которого 3 считались “нацменскими”: Конновский, Курголовский (финские) и Сойкинский (ижорский). Котельский район существовал до 1931 г.
В “Памятной книжке Санкт-Петербургской губернии за 1905 г.” (С. 539-540) сказано: “Неппово, селение Ратчинской волости, при котором находится бумагоделательный завод, принадлежащий г. Блоку и выделывающий на 100 тыс. рублей бумаги и картона. Непповская фабрика оберточной бумаги Федора Ивановича Блок – 79 рабочих”. Непповская писчебумажная и древесно- сурогатная фабрика, построенная на реке Систа и открывшаяся 14 мая 1876 года, принадлежала губернскому секретарю Ф. И. Блоку . Около церкви Св. Михаила Архангела в с. Удосолово сохранились захоронения Блоков, родственников поэта Александра Блока по линии отца.
Герб Блока помещен в первой части “Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, начатого в 1797 г.” (С. 144): “В щите имеющем красное поле, изображена шестиконечная золотая Звезда; под нею означены на положенном горизонтально серебряном пне, два диагонально перевившихся Змия, держащия во ртах золотыя ветви. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом, на котором возвышаются два черныя Орлиныя крыла. Намет на щите с правой стороны черный, а с левой красный, подложен серебром”.
После Октябрьской революции1917 г. фабрика была национализирована, а после казни генерала А. П. Николаева белогвардейцами, фабрике было присвоено его имя, а железнодорожной остановке дали название платформа Николаева. В 1950 г., на основании бывшей бумажной станции построили Непповскую ГЭС. Сегодня лишь кирпичная труба напоминает о бывшей предпринимательской деятельности Блоков.
Лазоревое опрокинутое острие в серебре и пизанские червленые кресты- элементы водской символики, напоминает о некогда многочисленных представителях этого народа живших здесь и об их духовной культуре (Эти символы напоминают дизайн водского национального герба и флага).
Колонна символизирует богатое культурно- историческое прошлое МО Котельское сельское поселение. Кроме того, напоминание о родовом гербе последнего владельца усадьбы Котлы в предреволюционное время, архитекторе Леонтии Бенуа.
Золотая сова напоминает об орнитологии дубрав - заказника, расположенный близ дер. Велькота.
Червлень (красный)– право, мужество, самоотверженность любовь, храбрость, неустрашимость, символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла.
Лазоревый (синий, голубой) – слава, честь, верность, искренность, безупречность. Заполненные водой впадины между холмами образовали уникальную систему озер, соединенных протоками. Небыстрые и небольшие реки несут свои воды в Финский залив. В дубраве возле деревни Велькота находится исток реки Велькота в виде большой карстовой воронки, из которой бьют многочисленные ключи, дающие начало ручью.
Серебро- чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Золото- постоянство, прочность, знатность, справедливость, верность, благодать, солнечный свет".

Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №5805.

Материалы геральдического архива В.Маркова со ссылкой на К.Башкирова. Текст Положения о гербе предоставлен Б.Вольфовым.


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"