Горское сельское поселение
Тихвинского муниципального района
(Ленинградская область)


Герб Горского сельского поселения утвержден Решением Совета депутатов МО "Горское с.п." от 27 января 2011 года №05-66 "Об утверждении официальных символов муниципального образования Горское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области". . Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №6676. Cогласно тексту Положения о гербе:

"2. Геральдическое описание и обоснование символики ГЕРБА
2.1. Геральдическое описание ГЕРБА:
"В серебряном поле лазоревый (синий, голубой) прямой четырехконечный вписанный крест, обремененный серебряной звездой". Стороны в геральдике определяются от лица, держащего щит.

2.2. Толкование символики ГЕРБА:
Пашекожельский погост- один из древнейших в Тихвинском крае, упоминается при перечислении пунктов “обонежского ряда” в уставе новгородского князя Святослава 1138 г. о замене десятины определенной данью в пользу новгородского владыки (и упоминается в уставе Владимира около 1052 г.), как погост “на Кукове- горе”. 17 апреля 1138 года (по Кормчей книге- 1137 года, индикта 15) Новгородский князь Святослав, в конце того же месяца изгнанный с княжения, подтвердил древний Владимиров устав о церковной дани. Владимир, сын Ярослава Мудрого, княжил в Новгороде с 1035 по 1052 год. Кожельский погост описан в писцовой книге 1583 года- “погост Кожельский, а на погосте три церкви стоят без пения, да 12 дворов пустых церковного причету”. Церкви- деревянная Николая Чудотворца (1744 г.) и каменная Покрова (1859); отдельно каменная колокольня. В приходе было 49 поселений; часовня на Куковой горе, где по сказанию, стоял явленный Тихвинский образ Б.М.; сохраняется древний игуменский посох. По преданию, здесь был монастырь.
При церкви: 1)церк. – пр. попечительство, 2) общество трезвости, 3) двуклассная церк. – пр. школа, 4) одноклассная церк.- пр. школа (Тихвинский земский календарь. Справочник на 1917. год. По изданию 1916 г. Тихвинской уездной земской управы. Часть II. Тихвин. 2006. C. 26- 27).
Церкви Пашекожельского погоста:
Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная, до 1582 года, сожжена шведами в 1613 году, возобновлена в 1625году. Каменная, 1859 год. Закрыта в 1935 г. В 1991 г. возвращена общине
Св. вмч. Георгия Победоносца. Деревянная, до 1582 г., сожжена шведами в 1613 году. Деревянная, 1620-е годы. Последнее упоминание относится к середине XVIII века.
Пресв. Троицы. Деревянная, до 1582 г., сожжена шведами в 1613 году. Деревянная, XVII в. Позже упразднена.
Свт. Николая Чудотворца. Деревянная, предположительно 1692 или 1726 гг. Деревянная, 1757 г. (или ок. 1744 г.) с приделом прп. Александра Свирского. Закрыта в конце 1930-х гг (Земля Невская православная. СПб. 2006. С 145-146).
Известный тихвинский историк, краевед И. П. Мордвинов в работе “Тихвинская старина: Сборник материалов по истории города Тихвина и Нагорного Обонежья” (опубликовано в “Сборнике Новгородского общества любителей древности” (Вып. IV. Новгород. 1911. c. I) указывает на финские корни происхождения топонима Кукова гора и ряда других селений Обонежья: “Финские имена сохранились здесь в названиях огромного большинства урочищ, рек, озер, гор, лесов и некоторых старинных поселений. Например, Кукова гора (“Кукко”- “петух”), Тервеничи (Terva metz- “терва мец”- “смолистый лес”, современное Алеховщинское сельское поселение, Лодейнопольский район), Кайвакса (современное- Борское сельское поселение) (Кайваксан- колодезь), Лепуя (современное Шугозерское сельское поселение)- ольховый ручей, Пeрдола (от purdu- “каша”)- современное Горское сельское поселение.
Исторические документы повествуют легенду о явлении иконы “Пречистые Богородицы и Присно девы Марии с превечным младенцом на руку своею” на Куковой горе при реке Паше в 1383 году, “где уже существует погост издавна, в честь ее тут же была сооружена часовня. Отсюда икона скрылась и явилась в воздухе над рекою Тихвиною, где и остановилась окончательно”.
Известно судное дело о землях погоста 1609 года. В 1668 году попы Ульян Иванов и Андрей Артемьев жаловались, что помещик Гаврило Кобылин Ульяна за бороду драл, а Тимофей Кобылин хотел убить Ульяна чеканом; владыка новгородский Питирим братьев Кобылиных и их мать Авдотью отлучил от церкви (отменил в 1695 году) (В. И. Каченовский, Э. Ф. Дамберг и М. Д. Тогатова /Под ред. Н. Н. Равдоникаса) “Сельское хозяйство, кустарные промыслы и рыбные ловли в Тихвинском уезде” (Тихвин. 1925. С. 89).
В этой же книге (С. 89) сказано: “В Пашекожельском погосте в 1702 году попадья, напившись с любовником, устроила из окон своей избы стрельбу по кладбищу, где в это время народ служил панихиду; конечно попы и богомольцы разбежались. В том же погосте поп в церкви публично упрекал брата – дьячка в скотоложстве, а тот заявлял, что поп истязует своих детей, подвешивая их в петле. Там же поп гласно обвинял другого попа в том, что тот состоит в связи со своею родною дочерью”.
В Паше- Кожельском погосте в первой четверти XVIII века крестьяне промышляли выплавкой кричного железа. Главная добыча железа шла по рекам Паше и Капше - этим занимались крестьяне деревень Рандоги (ныне - Горское сельское поселение), Заборовья (ныне - Ганьковское сельское поселение), Шомукши (ныне - Борское сельское поселение), Нового Села (ныне - Горское сельское поселение), Исакова (ныне- Ганьковское сельское поселение), Бора (ныне- Борское сельское поселение, Сарежи (ныне- Борское сельское поселение), Щекотовиц (ныне - Ганьковское сельское поселение), Кулиги (ныне - Горское сельское поселение), Островка, Усадища (ныне - Ганьковское сельское поселение), Крючкова (ныне- Горское сельское поселение). Крестьяне работали не артелью, а в одиночку. Размер выплавки на семью колебался от 30 до 120 пудов в год. Работы производились на примитивных руднях, ямы в некоторых местах видны до настоящего времени. Как и когда было заброшено железное дело- неизвестно” (Там же . С. 16-17).
Залежи железных руд в Тихвинском уезде никакого промышленного значения не имели, тем не менее, было время, когда железо добывали. Так, во время шведской войны Петр I, сильно нуждаясь в железе, приказал использовать для военных нужд работу всех тихвинских кустарных плавильных заводов в 1704 году (И. П. Мордвинов. Тихвинское железо //газета “Наш край”. 1919. NN 99-160, 97-161). В сентябре того же года последовал новый указ и через 4 месяца в Капецком и Пашекожельском погосте было добыто 1030 пудов железа, которое было передано тихвинским кузнецам на изготовление наковален, якорей, мутовок, клещей, молотков и на тянутые полосы (В. И. Каченовский и др. Указ. Соч. С. 359). Из документов видно, что плавку железа производили зимою в ямах, и что железо получалось по качеству хорошее, без содержания серы. Такое железо можно было тянуть в полосы и пускать на выделку якорей и кузнечного инструмента.
Среди других промыслов местного населения в источниках отмечают кожевенный. От сюда, возможно, происходит и название древнего погоста- Паше- Кожела (“широкая кожа”). Выделкой кож- в Новинской волости занимались в дер. Крючково (В. И. Каченовский и др. Указ. Соч. С. 44).
В книге “Волости и важнейшие селения Европейской России” (Вып. VII. Губернии Приозерной группы. СПб. 1885. С. 37) находим сведения о некоторых населенных пунктах Новинской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии:
“Новинко- село бывшее государственное при реке Паше, дворов- 16, жителей- 58, волостное правление, 2 церкви православные.
Крючкова- деревня бывшая государственная на реке Паше, дворов- 17, жителей- 65, часовня, школа.
Проголь- деревня бывшая государственная, дворов- 25, жителей- 85, часовня, обывательская станция.
Ручей- деревня бывшая государственная, дворов-13, жителей- 49, почтовая станция.
Сарожа- деревня бывшая государственная, дворов- 42, жителей- 264, часовня, почтовая станция”.
В книге “Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Тихвинский уезд”(Новгород. 1891. Таблица 3. Частновладельческие хозяйства (с сведениями о землях церковных причтов и городских сословий) приведены сведения об усадьбах Новинской волости (ниже приводятся данные только по территории современного Горского сельского поселения):
“Пог. Пашекозельский. Причт пашекозельской церкви. Пашня сдается крестьянам исполу, удобрение тоже владельца, яровая солома делится пополам, из ржаной – владельцу- 2/3. Весь покос отдается крест. исполу.
С-цо Жеглов-Двор - Кр. Василий Иванов. Владелец- 0,2- усадебной, 4.0- пахотной земли.
Сельцо Жеглов- Двор (Кадище, Подворье, Жглов Двор)- наследников дворянки Марьи Алексеевны Старцевой. Харламовы Алексей, Ефим, Николай Александровичи.
С-цо Жеглов – Двор- Кр. Зиновий Григорьев и мещ. Екатерина Зиновьева Ковалева (д. Пинега)”.
В книге “Список населенных мест Новгородской губернии” (Вып. VII. Тихвинский уезд. /Под ред. В. А. Подобедова. Новгород. 1911. С. 90-95) приведены сведения об усадьбах, располагавшихся на землях современного Горского сельского поселения:
“Усадьба Жеглов Двор- Парихина, Харламовых;
Усадьба Жидово- В. А. Соколова;
Усадьба Утеха- И. Н. Соколова”.
В 1863 - 1864 годах дворянину Кобылину А. В. принадлежали деревни Пинега и Павшина Тихвинского уезда (РГИА. Ф. 577. Д. 2773). Кобылин Алексей Васильевич (род. 05.02.1808 – ум. 19.12.1873) – ротмистр, тихвинский уездный предводитель дворянства в 1850- 1855 гг., с 1841 г. владелец имения Званы Тихвинского уезда (ныне- территория Большедворского сельского поселения Бокситогорского района). Женат в 1836 году на Казиной М.В. Погребён в паперти Успенского собора Тихвинского Богородицкого монастыря.
В 1870 году дворянке Дириной Е. А. принадлежали деревни Грижна, Залющика, Чаголина, Загорье и Малиновщина (РГИА. Ф. 577. Д. 2723).
В 1877 году селение Жидова принадлежало Головачевым П. А., В. А., А. А. и Н. А. (РГИА. Ф. 577. Д. 2723).
В 1865 году деревня Чаголина принадлежала предводителю дворянства Тихвинского уезда Буткевичу В. М. (РГИА. Ф. 577. Д. 2662).
Список населенных пунктов Новинской волости (территория современного муниципального образования Горское сельское поселение ) и одно- и двуклассных школ по сведениям на 1 января 1913 года (Школьная сеть Тихвинского уезда/ Сост. Тихвинской Земской Управой по данным на 1 января 1913 г. Тихвин. 1913. С. 98- 103):
Селения, обслуживавшиеся Крючковским министерским училищем (количество учащихся- 129, количество учащих- 3):
Крючково (число жителей- 104, число детей 8-11 лет- 6);
Кривой Наволок (число жителей- 313, число детей 8-11 лет- 20);
Кулига (число жителей- 208, число детей 8-11 лет- 17);
Вяльгино (число жителей- 189, число детей 8-11 лет- 13);
Засыпье (число жителей- 151, число детей 8-11 лет- 10);
Рандога (число жителей- 138, число детей 8-11 лет- 13);
Черноваткино (число жителей-107, число детей 8-11 лет- 10);
Наговично (число жителей- 53, число детей 8-11 лет- 4);
Огурцово (число жителей- 48, число детей 8-11 лет- 3);
Кованщица (число жителей- 33, число детей 8-11 лет- 3);
Усадьба Утеха (число жителей- 9, число детей 8-11 лет- 1).
Селения, обслуживавшиеся Залющикской земской школой (количество учащихся- 19, количество учащих- 1):
Залющик (число жителей- 276, число детей 8-11 лет- 28);
Заозерье (число жителей- 58, число детей 8-11 лет- 6).
Селения, обслуживаемые Валдось- Имоловской земской школой (количество учащихся- 17, количество учащих- 1):
Имолово (число жителей- 185, число детей 8-11 лет- 12);
Чаголино (число жителей- 170, число детей 8-11 лет- 20);
Валдось (число жителей- 191, число детей 8-11 лет- 14).
Селения, обслуживаемые Пудрольской земской школой (количество учащихся- 34, количество учащих- 1):
Пудроль (число жителей- 212, число детей 8-11 лет- 24);
Б.-Островок (число жителей- 223, число детей 8-11 лет- 24);
М.-Островок (число жителей- 61, число детей 8-11 лет- 6);
Валя (число жителей- 84, число детей 8-11 лет- 12);
Валюшка (число жителей- 72, число детей 8-11 лет- 10);
Загорье (число жителей- 110, число детей 8-11 лет- 14);
Брячково (число жителей- 45, число детей 8-11 лет- 10).
Селения, обслуживаемые Тумищской земской школой (количество учащихся- 17, количество учащих- 1):
Тумище (число жителей- 257, число детей 8-11 лет- 24);
Прогаль (число жителей- 173 число детей 8-11 лет- 18);
Ус. Благодатное (число жителей- 7, число детей 8-11 лет- 2).
Селения, обслуживаемые Пашекожельской церковно-приходской школой (количество учащихся- 70, количество учащих- 2):
П. Пашекожельский (число жителей- 50, число детей 8-11 лет- 9);
Новинка (число жителей- 257, число детей 8-11 лет- 24);
Горка (число жителей- 116, число детей 8-11 лет- 14);
Новое Село (число жителей- 248, число детей 8-11 лет- 23);
Заборовье (число жителей- 94, число детей 8-11 лет- 12);
Ручей (число жителей- 85, число детей 8-11 лет- 21);
Ус. Жеглов-Двор (число жителей- 42, число детей 8-11 лет- 6);
Зеленщина (число жителей- 35, число детей 8-11 лет- 2).
Селения, обслуживаемые Городокской церковно-приходской школой (количество учащихся- 39, количество учащих- 1):
Городок (число жителей- 287, число детей 8-11 лет- 26);
Пяхта (число жителей- 232, число детей 8-11 лет- 22);
Жар (число жителей- 173, число детей 8-11 лет- 15);
Малиновщина (совр. Малыновщина, число жителей - 32, число детей 8 - 11 лет - 3).
В статье И. Н. Ухановой “К истории художественных ремесел Ленинградской области” (в кн. “Этнографические исследования Северо- Запада СССР. Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. Л. 1977. С. 36) отмечается мастерство изготовителей прялок- точенок из д. Островок. Предполагается что “их росписью занимались кто-то из бывших иконописцев, занимавшихся не с меньшим успехом в сфере декоративной росписи. В деревне Горка до сих пор стоит деревянная церковь XVIII века (сведения- 1977 год). В свое время иконостас был украшен живописью местной школы (ныне иконы этой церкви хранятся в государственном Русском музее). Работая в церкви, выполняя заказы прихожан, иконописцы могли обучать своему мастерству кого-то из местных жителей, но, более вероятно, они могли сами начать расписывать бытовые вещи. Не случайно, сохранилась традиция кистевой несколько неряшливой росписи в группе деревень примыкающих к Горке”.
В серебряном поле лазоревый (синий, голубой) прямой равноконечный вписанный крест, обремененный серебряной звездой – напоминание о Куковой горе и Пашекозельском погосте – наиболее старинных населенных пунктах на территории Горского сельского поселения. Исторические документы повествуют легенду о явлении иконы “Пречистые Богородицы и Присно девы Марии с превечным младенцом на руку своею” на Куковой горе при реке Паше в 1383 году, “где уже существует погост издавна, в честь ее тут же была сооружена часовня. Отсюда икона скрылась и явилась в воздухе над рекою Тихвиною, где и остановилась окончательно.
Лазоревый (синий, голубой) - символ красоты, любви, мира и возвышенных устремлений. Напоминание о реках и озерах на территории Горского сельского поселения (река Паша, р. Нудокса, р. Сапа, р. Пяхта, ручей Пигай, 22 озера: Залющик, Нузерица, Заозерье, Большая Валдость, Малая Валдость, Островское, Жалничи, Имоловское, Чаголинское, Нутино, Лебяжье, Светлое, Черное, Гусиное, Рандожское, Вальское, остальные без названия).
Серебро - чистота помыслов, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда. Цвет красоты северной природы".

По сообщению Б.Вольфова со ссылкой на сайт сельского поселения


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"