Албазинский сельсовет
Сковородинского района
(Амурская область)


См. также герб острога Албазин (ныне не существует)

Центр поселения - село Албазино. Село появилось в XIX веке как казачье поселение на месте некогда разрушенного Албазинского острога.

Герб Албазинского сельсовета утверждён Решением Албазинского сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2017 г. № 22.

В серебряном поле черный, с золотым клювом, языком и лапами, орел, обращенный влево и коронованный золотом, держащий в правой лапе золотую опрокинутую стрелу, а левой - лук того же металла, тетивой от себя. Девиз «Един за единого» начертан черными литерами на серебряной ленте.
Герб Албазинского сельсовета может воспроизводиться
- без девизной ленты;
- в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утвержденными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года, без девизной ленты со статусной короной установленного образца;
- одновременно с девизной лентой и со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба Албазинского сельсовета.
Село Албазино расположено на левом берегу реки Амур на российско-китайской границе, примерно в 175 км по течению реки, ниже урочища Стрелки или соединения рек Шилки и Аргуни. Примерно в 670 км к северо-западу от Благовещенска. Село является административным центром Албазинского сельсовета Сковородинского муниципального района Амурской области.
В гербе Албазинского сельсовета языком геральдических символов аллегорически и многозначно отражена богатая и уникальная героическая история села Албазино. Именно здесь на мысу находятся сохранившиеся остатки (площадка, окруженная с трех сторон земляным валом) Албазинского острога - рубленного города-крепости, центра русских поселений в Приамурье, военного форпоста 17 века, участвовавшего в локальном конфликте с воинами китайского императора Канси. Первые упоминания об остроге в источниках приходятся на 1650 год, когда отряд Е.П. Хабарова занял на зимовку одно из поселений даур в верхнем течении Амура. Период острожного становления Албазина приходится на середину 1660-х гг. В конце 1680-х гг. в результате военных действий с маньчжурами Албазинский острог был разрушен, а более трехсот его героических защитников погибло.
Современная символика Албазинского сельсовета создана на основе редкого геральдического памятника - царской серебряной печати, которая была учреждена в Москве в 1682 году одновременно с созданием Албазинского воеводства: "На даурской орел одноглавый, держит лук да стрелу, а около тое печати вырезано: "Печать великих государей Сибирской земли Албазинского острогу"". С военно-оборонительной целью восточных рубежей Русского государства в Москве была изменена структура управления Восточной Сибирью, а Албазину была дана острожная печать, что явилось демонстративным политическим актом, которым правительство подчеркивало незыблемость присутствия на Амуре русской администрации. По окончании боевых действий матрица печати попала в Государственный Эрмитаж, где и хранится в настоящее время в нумизматической коллекции.
Символ одноглавого коронованного орла, готового отразить неприятеля, был выбран русским правительством не случайно. Легенды по окружности городских и острожных сибирских печатей 17 века документально подтверждают факт использования образа орла с луком в качестве официального общеупотребительного регионального символа сибирской земли. Орла, кроме Албазина, имели на своих печатях первые русские города Сибири: Иркутск, Нерчинск и Якутск. Орел - символ власти и господства, его образ возник из первой печати новых Даурских земель 17 века, сыгравшей важную роль в становлении и укреплении за Байкалом российской государственности.
Символика стрелы и лука в гербе также не случайна, а имеет исторический контекст. Оба элемента представлены в историческом гербе Сибири - "царства Сибирского", а это в свою очередь имеет глубокие исторические основания. Лук - один из видов могучего древнейшего метательного оружия. В сочетании со стрелой он играл немаловажную роль в знаковой системе мира. Железные и бронзовые наконечники стрел найдены среди нательных крестов, иконок, пуговиц, перстней в раскопах 1990-х гг. известного российского археолога А.Р. Артемьева на месте полуземлянки с останками не погребенных русских защитников Албазинского острога. Изображение лука и стрелы на печатях новых русских сибирских городов говорило о готовности к отражению неприятеля, способности охранять и удерживать завоеванные территории и стремлении Русского государства к освоению "свободного" пространства, продвижению дальше на его север и на восток к Тихому океану. Лук и стрела, кроме того, были главными боевыми и промысловыми атрибутами как русских землепроходцев, так и многочисленных племен аборигенов Сибири. Все это сыграло главную роль в утверждении лука и стрелы в качестве символов первых деревянных крепостей (городов и острогов) новых российских земель. Орел в гербе Албазинского сельсовета изображен держащим лук и стрелы не наготове, а в разных лапах, что символизирует мирное намерение как внешней, так и внутренней сибирской политики России. В то же время в российской геральдике лук не является специфически военным символом: он указывает на охотничье хозяйство, лесные угодья, в данном случае, сибирских и дальневосточных регионов.
Начертанный черными литерами на серебряной ленте девиз "Един за единого" напоминает про осады острога маньчжурами 1660-1680-х годов. В начале осады 1686 г. в ответ на ультиматум неприятеля, на круге (сходе) албазинцы приняли решение: "Един за единого, голова в голову, а назад-де без указа нейдем", что выразило героизм и сплоченность жителей Албазина.
На символику герба распространяется геральдическое значение цветов:
Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Таким образом, символика Албазинского сельсовета вписана в его исторический контекст и показывает бережное отношение населения к своему прошлому, верность традициям, сохранение преемственности многих поколений.
Авторская группа:
Идея герба: Ирина Куренная (Чита), Михаил Медведев (Санкт-Петербург), Константин Моченов (Химки).
Обоснование символики: Ирина Куренная (Чита).
Художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва).

Герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 11619.

Материалы геральдического архива В. Маркова.


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"